Аграрный комитет Госдумы поддержал законопроект в сфере импортозамещения лекарств

13 февраля 2019

Комитет Госдумы по аграрным вопросам поддержал законопроект, который даст «зеленый свет» импортозамещению обезболивающих лекарственных препаратов.

13 февраля состоялось заседание аграрного комитета Государственной Думы, в котором принял участие депутат Государственной Думы Сергей Яхнюк. Одним из вопросов повестки дня стали поправки в Федеральный закон N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», которые касаются совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений. Законопроект был разработан в целях реализации Указа Президента «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» от 7 мая 2012 года. Речь идет о создании на территории страны производств полного цикла, включая выпуск фармацевтических субстанций, наркотических средств и психотропных веществ.

Это позволит довести объемы производства отечественных лекарственных средств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90%. В настоящее время в России зарегистрировано 13 лекарственных препаратов на основе опия, девять из которых включены в перечень жизненно необходимых, и более десятка препаратов ветеринарного назначения.

Учитывая, что Федеральный закон № 3-ФЗ запрещает культивирование наркосодержащих растений на территории нашей страны, в настоящее время Россия закупает 100 % субстанций для производства лекарственных средств в тех странах, где выращивание опийного мака разрешено и находится под контролем государства. При этом девять из десяти основных производителей находятся на территории стран, объявивших санкции против России. Таким образом, для обеспечения национальной безопасности в сегменте обезболивающих лекарственных препаратов необходимо импортозамещение.

В ходе обсуждения законопроекта Сергей Яхнюк отметил, что важно определить, на каких территориях будут выращиваться наркосодержащие растения, какие органы власти будут осуществлять контроль над их культивированием, а также, где будут размещены производственные площадки. На данный момент в России таким требованиям соответствуют два подведомственных Минпромторгу России предприятия, имеющие отработанную эффективную систему обеспечения безопасности. Уже в 2022 году планируется выпустить на рынок первые 10 тысяч флаконов.

Полный цикл производства наркотических анальгетиков центрального действия предполагает культивирование разрешенных сортов наркосодержащего снотворного мака с высоким содержанием алкалоидов опия (морфин, тебаин, кодеин), переработку маковой соломы в активные фармацевтические субстанции и производство наркотических лекарственных препаратов. Этим будет заниматься федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие лицензию на этот вид деятельности. Депутаты единогласно поддержали изменения в законодательство.

Предложение внести изменения в статью 15 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» депутаты не поддержали. Инициаторы законопроекта предлагали по-новому определить понятие «земельная доля». Так, земельная доля определялась в составе общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, исключалось уточнение о том, что права на долю возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона № 101-ФЗ. Законопроект был направлен на исключение правовой неопределенности, но в то же время к нему самому нашлись замечания концептуального характера.
По мнению членов аграрного комитета, в правоприменительной практике наличие в определении земельной доли, предусмотренном статьей 15 закона Федерального закона № 101-ФЗ, указания на порядок и сроки приобретения соответствующего права имеет существенное значение для установления особенностей оформления сделок с такими земельными долями. Исключение данного уточнения может повлечь дополнительные расходы собственников таких долей, связанные с оплатой услуг нотариусов при оформлении прав на доли в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Поэтому внесение изменений депутаты посчитали нецелесообразным, а совершенствование регулирования оборота земельных долей предложили осуществлять, в частности, путем внесения необходимых изменений в главу III федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года и другие федеральные законы.