Сергей Яхнюк принял участие в заседании фракции «Единая Россия»

18 июня 2019

Депутаты фракции «Единая Россия» обсудили с заместителем Председателя Правительства — руководителем аппарата Правительства Константином Чуйченко вопросы реформирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.

Открывая собрание, Руководитель фракции «Единая Россия», заместитель Председателя Государственной Думы Сергей Неверов отметил, что работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности была начата и проводится в соответствии с поручением Президента РФ, а также планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности РФ, утвержденном распоряжением  Правительства РФ.

В прошлом году на площадке Государственной Думы были проведены большие парламентские слушания по проекту федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Была создана рабочая группа с привлечением как представителей органов государственной власти, так и представителей бизнес-сообщества. Соответствующий законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 21 февраля 2018 года. И в ходе обсуждения к законопроекту поступило большое количество замечаний, поправок и предложений.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — руководитель аппарата Правительства Константин Чуйченко, в свою очередь, рассказал парламентариям о проводимой кабмином работе в части совершенствования контрольно-надзорной деятельности.

Правительством был подготовлен и внесен в Госдуму законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». «В законопроекте содержались очень прогрессивные вещи, но дальнейшая работа на этом направлении показала, что время идет вперед и нужны другие подходы», — отметил вице-премьер.

«Во-первых, тот законопроект обладал очень серьезным недостатком, с точки зрения юридической техники, он содержал очень мало регуляторики, а содержал в основном программные вещи — взгляды, теории. Во-вторых, мы пришли к выводу, что поступательный подход и анализ существующего регулирования не эффективен. В связи с этим мы пришли к выводу, что надо одномоментно все зачеркнуть. Отсюда появилась так называемая «регуляторная гильотина». Это по сути юридико-технический прием, которым пользовался ряд стран, когда реформировали свою контрольно-надзорную систему», — пояснил Чуйченко.

В своем Послании Федеральному собранию Президент России поручил за два года обновить нормативную базу контрольно-надзорной деятельности, напомнил он.

«В рабочем порядке уже собираясь с экспертами, со специалистами мы пришли к выводу о том, что нужно разделять материально-правовое регулирование от процессуально-правового регулирования. И в этой связи мы предложили, — и это предложение было принято, — разделить закон о контрольно-надзорной деятельности на два закона», — рассказал Чуйченко.

По его словам, первый закон будет «регулировать материально-правовые отношения, то есть решать вопрос о том, что проверяем». «И, соответственно, главным институтом этого закона будет так называемое «обязательное требование», которое, в свою очередь, будет являться предметом контрольно-надзорной деятельности или контрольно-надзорного мероприятия», — добавил вице-премьер.

«Второй закон — это процессуальный закон, он отвечает на вопрос — как проверять. То есть какие процедуры будут, какие принципы, участники», — пояснил Чуйченко. В этом закон будут закреплены новый институт — контрольно-надзорное производство, а также гарантии соблюдения прав и законных интересов проверяемых.

Как отметил Чуйченко, основная миссия процессуального закона состоит в том, чтобы воплотить так называемый риск-ориентированный подход. При этом риск-ориентированный подход находит воплощение также в материально-правовом законе, а именно его проявления состоит в том, что статус обязательного требования можно получить лишь в том случае, если это требование направлено на устранение определенного риска. «И в этой связи мы в законе о контроле, где будем формировать институт обязательного требования, будем прописывать профиль риска на устранение, которого уже будет направлена контрольно-надзорная деятельность», — пояснил вице-премьер.

Оба законопроекта могут быть внесены на рассмотрение нижней палаты парламента уже в осеннюю сессию, сообщил Чуйченко. «Процессуальный закон мы хотели бы внести примерно в октябре после детального обсуждения, которое уже идет. Материально-правовой закон, общую часть, мы тоже хотели бы внести может быть в это время, может чуть попозже. Во всяком случае в осеннюю сессию», — сказал он.

Кроме того, в течение 2020 года необходимо будет создать подзаконное регулирование государственного контроля (надзора). «На сегодняшний день, в принципе, даже четкого понимания нет, сколько актов, регулируют сферу контрольно-надзорной деятельности. В целом мы исходим из того. что мы должны значительно сократить количество нормативных актов, и собственно говоря, требования тоже должны быть сокращены. Мы планируем уйти от дублирующих требований, процессных требований и так называемых методических требований», — заявил Чуйченко.

 

По информации пресс-службы фракции «Единая Россия» в Государственной  Думе