Депутаты предлагают учесть специфику Нечерноземья в законопроекте «О плодородии земель»

23 мая 2018

В пресс-центре «Парламентской газеты» прошло открытое заседание подкомитета по мелиорации, охране плодородия почв, по энергосберегающим и экологически чистым технологиям «Каким будет законопроект „О плодородии земель?“.

Законопроект «О плодородии земель» находится в стадии разработки в Министерстве сельского хозяйства РФ. В ходе заседания эксперты обсудили предложения относительно специфики ведения сельского хозяйства в регионах нечерноземья; возможности мелиоративного улучшения почв; способы использования новейших технологий для развития земледелия и повышения качества сельхозпродукции.

В обсуждении приняли участие руководитель подкомитета по мелиорации, охране плодородия почв, по энергосберегающим и экологически чистым технологиям, член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Олег Лебедев, член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергей Яхнюк, директор департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Валерий Жуков, заместитель полномочного представителя Республики Мордовия при Президенте РФ Дмитрий Торопов, директор ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации им. Костякова», доктор сельскохозяйственных наук, профессор Виктор Шевченко,  а также представители исполнительной власти регионов Российской Федерации, специалистов в области мелиорации, перед которыми стоит задача обратить внимание на проблемы и перспективы развития Нечерноземной Зоны России.

Сельскохозяйственное значение Нечерноземья трудно переоценить. На территории региона расположено 32 субъекта РФ, в том числе 22 области 6 республик, 1 край, 1 автономный округ и два города федерального значения; на территории проживает 1/3 населения Российской Федерации (60 млн человек).

В регионе сконцентрировано 1/5 площади сельскохозяйственных угодий страны. При этом у Нечерноземной зоны своя специфика – переувлажненность почв, большое количество болот, озер и лесных массивов — требующая особого подхода и принятия мер на государственном уровне.

Про обследование состояния мелиорированных земель и определение цели реконструкции объектов мелиорации как этапе развития Нечерноземной зоны Российской Федерации рассказал заведующий лабораторией Агрофизического института Юрий Янко. Он подчеркнул, что цели развития Нечерноземной зоны – это не только развитие сельскохозяйственных земель, но и развитие инфраструктуры села – строительство дорог, обустройство поселков и ферм. Также Юрий Янко отметил, что 20% от первоначальной балансовой стоимости ежегодно должно тратиться на обслуживание мелиоративного комплекса.

Потенциал развития территории далеко не исчерпан – возможна дальнейшая интенсификация использования и увеличение площади земли пригодной для ведения сельскохозяйственных работ. Введение дополнительных обрабатываемых площадей возможно и неразрывно связано с мелиоративным улучшением земель Нечерноземья.

В ходе заседания были озвучены предложения относительно специфики ведения сельского хозяйства в регионах Нечерноземья; возможности мелиоративного улучшения почв; способы использования новейших технологий для развития земледелия и повышения качества сельхозпродукции.

«Самое главное – мы пришли к пониманию того, что нужно выработать взаимодействие между Минсельхозом и законодателями, и еще раз обратить внимание на Нечерноземную зону», — сказал, подводя итог дискуссии, Сергей Яхнюк.  По его мнению, необходимо не  только поднимать те или иные проблемы, такие как социальное развитие села, неосвоенные земли, но и подтверждать финансирование. «Если не будет средств – конечно, мы не решим проблему ввода земель и восстановления мелиоративных систем, — подчеркнул депутат. – Поэтому надо убеждать, чтобы цифры были совсем другими. Если из 32 субъектов 25 работают с Минсельхозом, а остальные 7 не работают – надо добиваться их участия. Уверен, что все субъекты хотят развивать свою территорию».

По итогам обсуждения были приняты рекомендации, которые будут направлены в Правительство РФ, Минсельхоз и в исполнительные органы государственной власти.